Как провести ремонт рулевой рейки на ВАЗ-2109

Как провести ремонт рулевой рейки на ВАЗ-2109Реечное рулевое управление, появившееся впервые в отечественном автопроме с началом производства семейства переднеприводных автомобилей ВАЗ, многократно повысило надежность такого важного узла в частности и безопасности автомобиля в целом. Диагностику рулевого механизма полезно производить профилактически, совмещая эту операцию по времени с очередным плановым техническим обслуживанием, выполняемым через 10 000 км пробега, и обязательно при возникновении посторонних стуков и шумов, появляющихся при переезде неровностей или повороте рулевого колеса.

В процессе диагностики может выявиться следующий ряд неисправностей:

  • стук и люфт в сопряжении зубчатой пары;
  • повышенный люфт в опорной втулке зубчатой рейки;
  • повреждение целостности защитного пыльника и попадание грязи внутрь рулевого механизма;
  • износ сайлентблоков рулевых тяг;
  • износ шарового шарнира рулевого наконечника.

В первых трех случаях неисправна непосредственно рулевая рейка, а в двух последующих – сопрягаемые детали, и неисправность устраняется без снятия рулевого механизма.

При проведении диагностических операций следует обратить внимание на состояние опорных подшипников стоек подвески, неисправность которых приводит к тугому вращению руля или посторонним стукам, ощущаемым водителем на рулевом колесе, хотя рулевая река может быть полностью исправна.

Снятие рулевой рейки на автомобилях ВАЗ-2109 сравнительно несложная операция. Достаточно снять левое переднее колесо, чтобы вытащить демонтированный узел из автомобиля. Некоторые крепежные элементы установлены так, что рука к ним дотягивается с трудом.

Значительно облегчает демонтаж наличие подъемника или смотровой ямы, поэтому эти операции можно выполнить своими руками. Демонтаж начинается с разъединения конусного соединения пальца рулевого наконечника и поворотного рычага. Чтобы выполнить эту операцию аккуратно, понадобится специальный съемник.

Далее освобождается шлицевой вал, соединяющий рулевую рейку с рулевой колонкой. Для этого снимается пластиковый защитный чехол под педалями водителя, откручивается кронштейн рулевой колонки и выкручивается болт, стопорящий шлицевое соединение рулевого вала с рейкой.

Внимание! Обязательно помечается взаимное расположение деталей в положении для прямолинейного движения автомобиля.

Теперь снимаются крепежные хомуты, и рулевая рейка достается в сборе из недр подкапотного пространства автомобиля. Когда весь механизм будет демонтирован, дальнейшие работы по ремонту производятся на верстаке, где начинается непосредственно разборка рулевой рейки.

Закрепив механизм в тисках с мягкими губками, откручиваются рулевые тяги. Для этого отгибаются язычки стопорной пластины и при помощи накидного ключа или головки «на 22» откручиваются болты, соединяющие рулевые тяги и непосредственно зубатую рейку. Тяги демонтированы, затем снимается резиновая опора и защитный колпак с торца картера рулевого механизма, удаляются стяжные хомуты пыльника и стягиваются освободившиеся детали.

Специальным ключом – восьмигранником «на 17» откручивается гайка, прижимающая подпружиненный упор, обеспечивающий необходимый зазор и усилие в зацеплении шестерня-рейка. Под гайкой находятся стопорное и уплотнительное кольцо и нажимная пружина. Только после демонтажа этих элементов можно вытащить упор из колодца. Картер рулевого механизма переворачивается и зажимается вверх шлицевым валом, чтобы обеспечить доступ к деталям для дальнейшей разборки. Плоской отверткой аккуратно поддевается и снимается рукой резиновый пыльник, удаляется стопорная шайба и специальным восьмигранником «на 24» откручивается гайка, освобождающая верхний шариковый подшипник. После снятия гайки приводная шестерня вынимается из картера механизма и отправляется на мойку. Из картера вытаскивается рейка и вслед за остальными деталями отправляется на мойку и дефектовку.

Читайте также: Как сделать развал-схождение своими руками на ВАЗ-2109

Дефектовка и замена поврежденных деталей

После очистки от грязи, остатков масла и сушки рулевая река ВАЗ-2109 тщательно осматриваются на предмет выработки, сколов трещин и других повреждений. Детали, имеющиеся в малом ремонтном комплекте, однозначно заменяются при ремонте новыми. Свой срок они отработали. Это разрезная втулка, прижимной упор, стопорные шайбы, резинки, в общем, все, что обнаружится в кулечке. Если подшипники не имеют люфтов и шума, при вращении их можно не менять. С шестерней и рейкой сложнее. В этих деталях присутствует неравномерный износ. Автомобиль большую часть времени едет прямо, а подобное сопряжение принимает на себя все нагрузки от влияния дорожного покрытия. В данном положении износ деталей максимален, в отличие от зубьев, расположенных на краю, которые вступают в работу только при полном повороте управляемых колес. Именно поэтому при разборке помечается их расположение. Достаточно установить шестерню с поворотом от первоначального положения на 180 градусов, и самые изношенные места деталей никогда не встретятся в работе, что позволит обеспечить необходимый зазор и усилие поворота по всей длине реечного механизма. Привод не будет стучать при движении прямо и «закусывать» при максимальных поворотах руля.

Можно установить и полный ремкомплект. В этом случае от старой рейки останется только картер. Но цена такого комплекта делает ремонт механизма экономически нецелесообразным.

Сборка

Как провести ремонт рулевой рейки на ВАЗ-2109Очищенные и вымытые детали рулевой рейки раскладываются на верстаке, желательно в порядке их установки в картер рулевого привода:

  • опорная пластиковая втулка с новыми резиновыми уплотнителями;
  • зубчатая рейка;
  • зубчатая шестерня с подшипниками и сопутствующими деталями.

Сначала аккуратно устанавливается опорная втулка. Обращается внимание на положение резиновых уплотнительных колец, чтобы они не вылезли из специального паза.

Следующей операцией выполняется установка зубчатой рейки в картер рулевого механизма. Если при разборке не установлены метки среднего положения рейки можно выполнить центровку при сборке, временно установив шестерню и подвигав рейку в стороны от упора до упора, отмечая крайние положения. Далее рейка сдвигается ровно на половину получившегося промежутка – это и есть среднее положение.

Рейка установлена, зафиксирована подручными средствами от продольного перемещения и аккуратно вставляется зубчатая шестерня с подшипником и уплотняющими резиновыми кольцами. После установки шестерни не будет лишним проверить количество оборотов вала от центрального положения до упора в каждую сторону. Если величина одинакова, закручивается верхняя гайка, устанавливается стопорное кольцо и пыльник.

При сборке рулевой рейки все детали обильно смазываются консистентной смазкой Литол-24. Когда рейка собрана, устанавливается защитный чехол, прикручиваются рулевые тяги и обязательно проверяется положение чехла относительно специальных канавок. Если чехол не будет одет правильно, он не обеспечивает герметичность даже в неповрежденном состоянии.

Рулевая рейка ВАЗ-2109 отремонтирована, собрана и готова к установке на автомобиль. Остается только установить крепежные элементы, отрегулировать зазор между рейкой и шестерней вращением гайки прижима, соблюдая осторожность доставить автомобиль для регулировки схода и развала управляемых колес.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:


Добавить комментарий

Капча загружается...

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:


Adblock detector